Уча других, мы учимся сами. Сенека
Педагогическое кредо
Секрет учительства в том,
чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем
прочитали вчера вечером.
М.Звонарев
«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе, и если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица…Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей – ждут своей очереди. И в их глазах написано: «Торопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить»…
Однажды он подошел ко мне, положил руку на плечо и
сказал:
- У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя,
например?
- У меня его нет, - ответил я.
- Есть. Он всегда при тебе. Он и сейчас с тобой. Твой
вечный двигатель у тебя в груди. Это твое сердце, которое бьется и днем, и
ночью, зимой, и летом, без отдыха, без перерыва, вечно.
Я невольно приложил руку к груди и почувствовал толчки
своего сердца.
Так Учитель постоянно открывал нам неведомый мир, и
после его открытия жизнь становилась удивительной».
Казалось бы, каждый урок – открытие, но почему
оно не всегда радует и удивляет учеников? Как добиться их признания, о котором
говорится в рассказе Ю. Яковлева «Учитель»? Думаю, что отгадка – в
секрете преподавания.
Возможно, кто-то посчитает, что маленьких всегда можно удивить, им все интересно.
А старшеклассников? Нет времени для удивления, впереди – выпускные
экзамены. Может, не стоит торопиться с ответом? «У каждого класса есть свой
облик, но в обобщенном облике каждый ученик – личность, целый мир. Есть ребята
яркого ума, удивительной восприимчивости, пытливости, есть и равнодушные и
бездумные, словом всякие». Учим мы всех вместе, но каждый, по-моему, думает,
что я прихожу на урок ради него и рассказываю для него, и ждет от меня тех же
уроков, что и раньше, а я, в свою очередь, помогаю ему «узнать» пройденный
когда-то материал, представленный совершенно в «новом наряде».
Так выглядели на одном из уроков глаголы повелительного наклонения,
с помощью которых учащиеся составили рецепт счастья. Определили его компоненты
и выбрали каждому из них свой цвет: любви – красный, нежности – голубой,
щедрости – желтый, доброте– сиреневый, вере и надежде – зеленый. Для
наглядности взяли стакан с водой и поделились рецептом:
Возьмите много любви.
Добавьте без сожаления нежность своего сердца.
Не задумываясь, разбавьте все щедростью.
Растворите в содержимом доброту, сколько не жалко.
Соедините все с верой и надеждой и осторожно перемешайте.
Состав ученического счастья получился замечательным, но окрашенная вода в
стакане не вызвала у ребят восторга, и это послужило толчком для дальнейшего
размышления: «счастье нигде не купишь, его куют в кузнице», «счастье, говорят,
должно быть с кулаками», «надо пуд соли съесть, чтоб быть счастливым». Кто-то
процитировал слова Л.Н.Толстого: «…Надо рваться, путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и
лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Вспомнили и то, как в одном из
упражнений учебника русского языка для 6 класса было предложено переработать
инструкцию по приготовлению салата из фасоли, заменив инфинитив формой
повелительного наклонения. Неожиданно для всех последовала реплика: «Рецепт
приготовления счастья – это далеко не фасоль!» Смеялись от души, по-доброму и
еще по-детски. Выпускники в течение 40 минут пытались прикоснуться
к счастью и, наверняка, были удивлены, что путь к нему освещает родной русский
язык, в данном случае их сопровождали глаголы повелительного наклонения, о роли
которых они вспомнили и вряд ли уже забудут. Не выпустят из памяти еще и
потому, что в будущем им придется не раз составить рецепт счастья, а для этого
понадобятся не только знания русского языка, но и собственные уроки жизни.
«При обучении родному языку нельзя не учитывать эмоциональной сферы
учащихся…Интерес к окружающей жизни…вызывает творческий подъем ребенка,
позволяет ему создавать пусть скромные, но собственные «произведения»».
Поверьте, если уроки учителя будут для детей настоящими открытиями,
то в их глазах всегда будет написано: «Торопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш,
и мы тебя ни с кем не желаем делить». Ради этого стоит жить, быть учителем и
иметь свой секрет преподавания, «чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о
чем прочитали вчера вечером».